Реклама IKEA в фильме «Бойцовский клуб»

Файт-клаб

Может ли то, что задумывалось как реклама, стать антирекламой? Безусловно. Предлагаю рассмотреть образец такой «антирекламы» на примере бренда IKEA, фигурировавшего в культовом фильме «Бойцовский клуб», который был снят по одноименному роману Чака Пaланика.

infoids, , бойцовский клуб ikea, бред питт

На протяжении фильма не покидает ощущение, что все крутится вокруг мебели IKEA. Особенно остро это чувствуется при просмотре первой трети ленты – той части, где описывается жизнь героя до бойцовского клуба. В дальнейшем также нередко проскальзывают упоминания то о бренде, то о «мебели», которая в сознании сразу же ассоциируется с маркой, обозначенной в начале картины. Такие отсылки к бренду на протяжении фильма – как вставки в киноленту, которые делает Тайлер Дерден, – плохо регистрируемые сознанием, но, тем не менее, не становящиеся менее реальными.

Так в чем все же все-таки состоит антирекламность появления марки в картине? Повествование строится на противопоставлении двух интерьеров, являющихся проекциями сущностей героев, – квартиры рассказчика и дома Тайлера Дердена. Именно в этом противостоянии обнаруживается тот самый конфликт, который в буквальном смысле разрывает душу главного и единственного персонажа фильма на две части. Конформистская сущность рассказчика выражает себя посредством мебели IKEA, а бунтующая, отринувшая большую часть ненужных социальных приобретений личность Тайлера Дердена, конструирует себя с помощью полуразрушенного деревянного дома на окраине города.

infoids, Реклама в фильме Бойцовский клуб, Бойцовский клуб реклама, бойцовский клуб

infoids, фильм бойцовский клуб, бойцовский клуб паланик, старый бойцовский клуб

По мысли Чака Паланика, сформулированной еще в романе, бренд IKEA символизирует собой общество потребления. Но если в книге автор ограничивается лишь упоминаем бренда, то мебель IKEA в фильме представлена очень широко. Она превращается в символ конформности, похожести, к которой так стремится рассказчик, сам того не осознавая: «Какой сервиз лучше выразит меня как личность?». Кинолента становится отчасти рекламным роликом, призванным показать весь потенциал, которым обладает товарная линейка IKEA. На наших глазах пустая квартира трансформируется в живую витрину бренда.

Символическое уничтожение кондоминиума со всем мебельным содержимым завершает внутренний раскол в душе рассказчика, и он до конца фильма превращается в двух отдельных героев. Интересно в этом ключе рассмотреть символ духовного единства, представленный в фильме в образе «столика Инь и Ян». Покупая мебель, рассказчик стремится достичь этой гармонии, но кадры уничтоженного взрывом стола знаменуют собой невозможность достижения героем этого идеала.

infoids, бк, эдвард нортон, икея бойцовский клуб

infoids, ikea fight club, бойцовский клуб ikea, бред питт

Стремился ли бренд IKEA продемонстрировать возможность своего товара полностью заполнить все жилое пространство? Пожалуй, да. Но, несмотря на это, мебель не смогла заполнить духовную пустоту в жизни рассказчика.

IKEA увидела в фильме возможность продемонстрировать бренд посредством «большого кино». Однако, как показало время, идейная составляющая «Бойцовского клуба» была явно недооценена в момент его выхода. Фильм получил большой социальный резонанс, и сказать сейчас точно, стал ли показ марки IKEA в киноленте рекламой, или он невольно превратил бренд в символ мещанского, потребительского существования, нельзя. Здесь интересен сам факт случайной трансформации положительного посыла рекламы в отрицательный.

Алена Рубежанская

Похожие записи:

Комментарии
  1. Конечно, Бойцовский клуб — это фильм культовый. Я считаю, любая реклама всегда идет на пользу, даже со знаком минус

  2. Тема конечно серьезная, но сейчас тяжело сказать как действительно было. И кто что задумывал. Посчитать плюсы и минусы этой рекламы мы не можем. Но порассуждать интересно

  3. Лично я кода смотрел фильм, был в полном восторге)) Но никакой рекламы там не заметил(

    • потому что её и не было. всё притянуто за уши. Первична книга. В книге автор использовал Икею как один из символов консьюмеризма и за это никто ему не платил. А один из основополагающих признаков рекламы (или антирекламы)- её платность.

      • Вот именно — это художественный ход, изображающий вещедрочерство героя. Только мы не знаем наверняка — платили Паланику за подспудный product placement или нет. Кстати, «для пущего экзорцизма» можно привести сравнение с Ночным Дозором, где рекламные выделения просто сочатся через экран. В Бойцовском Клубе мебель присутвует в разумно достаточном количестве. В книге же (а точнее, в оригинале) Паланик упоминает не «какой-то каталог», но явно говорит, что это IKEA. К тому же он упоминает 12 моделей мебели IKEA и имена двух дизайнеров. Но только в одном эпизоде. При всем при этом, даже факт умышленной рекламы в произведении нисколько не оттеняет его писательского таланта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>