Театр без сцены и зала, без правил и официоза.
Зритель здесь – будто вовсе и не зритель, а полноценный участник происходящего, со своей ролью, историей и особым предназначением. Наблюдать за представлением из любой точки помещения, быть в самом центре событий – теперь и это стало доступным. Абсолютная свобода передвижения для каждого. Променад, одним словом.
Истоки
«Променад» в переводе с французского означает «прогулка по городу». Гулять в таком театре можно сколько угодно. Театральное пространство ничем не ограничено и находится в полном распоряжении поклонников набирающего популярность тренда. Актёры перебегают из одного места в другое, совершают неожиданные действия, вводят в заблуждение. А тебе, чтобы не потеряться во всём этом, нужно действовать.
Родина променад-театра – старый добрый Лондон. А первые, кто дал представление в столь необыкновенном стиле, – труппа Punchdrunk, существующая с 2000 года. Каждый раз, отыгрывая ту или иную постановку, они хотят, чтобы зритель пережил что-то новое. Испытал сильные эмоции, погрузился в спектакль с головой и не остался безучастным.
«Единственное, чего я не приемлю — это катиться по известной и предсказуемой дорожке, просто потому что так просто. В творчестве – чем больше борьбы, тем больше шанс себя удивить», – говорит Феликс Барретт, создатель Punchdrunk. Самые известные проекты труппы – «Утопленник» («The Drowned Man») и «Sleep No More».
Есть ещё примеры интересных и захватывающих интерактивных театров – немецкий Rimini Protocol и итальянский Teatro de los Sentidos. В их представлениях также нет места равнодушию и безразличию. Кто-то будет искать отца среди прохожих, кто-то – рыться в куче непонятных вещей, а кто-то – писать послания на доске.
А у нас site-specific-театр. А у вас?
Побывать на таких спектаклях можно не только за границей. В России этот тренд уже удачно прижился. Только вот наши режиссёры привыкли говорить не променад-театр, а «site-specific-театр». Но суть одна и та же.
В московских театрах охотно показывают некоторые популярные постановки. В Театре Наций – проект «Шекспир. Лабиринт», в Александринском – «Призраки театра», в Центре им. Мейерхольда – «Норманск».
А «Сталкер» в «Гоголь-центре» – прямо-таки апогей променад-искусства. Это – своего рода квест. Зрители должны вместе с главным героем-геймером пройти через множество испытаний на пути к Золотому кругу. При этом каждому выдаётся специальная химзащита, обязательная к применению. Думаю, мало кто откажется от участия в подобном;)
Комедию в интерактивном театре не любят, так как это несерьёзный жанр. Режиссёры променад-театра хотят, чтобы зритель познал некую тайну бытия, открыл в себе те личностные стороны, о которых прежде и не подозревал. Для таких целей больше подходят драма и трагедия. А вот классика это или современное произведение – роли не играет.
Рита Степаниденко