Он не занимался фотографией с юных лет просто потому, что её тогда ещё не изобрели. Работал в канцелярии министра внутренних дел графа А.Г. Строганова. И, как это ни странно, фотография, то есть тогда – дагеротипия, нашла его на Кавказе, во время рабочей поездки. Волею судьбы Сергей Львович Левицкий стал одним из основоположников отечественной портретной фотографии.
В 19 веке снимки отличались особой чёрно-белой гаммой, местами пропадающим светом, зернистостью, шероховатостью и простотой. В этом был и есть их специфический шарм. Всё можно списать на то, что фотография тогда, во-первых, только зарождалась (с технической стороны). А, во-вторых, она ориентировалась на живопись. И это правда, старые портреты всегда лаконичны, в них нет каких-то ярких деталей или замысловатых сюжетов. Предельно серьёзные лица, отражающие внутреннюю суть, обаяние человека и атмосферу эпохи, в которой он жил.
Но вся кухня фотографии в те времена значительно отличалась от сегодняшней. Левицкий, попробовав снимать, отошёл от канцелярских дел и вплотную занялся этим интересным, но вполне серьёзным и сложным делом. В те годы было не просто получить изображение: оно выводилось на посеребрённые пластины, с которых потом и делали снимок. Левицкий предвидя прогресс времён и не чуждую фотографии популярность, отправился учиться дагеротипному ремеслу за границу.
Он жил в Риме, слушал лекции в Сорбонне, даже с Дагером познакомился, и в Париже под его руководством изучал основы фотографии. Позже он там работал и неоднократно удостаивался наград на международных фотографических выставках.
Помимо творческого энтузиазма, у этого человека с неутомимой энергией была коммерческая жилка. Так, Сергей Левицкий в далёком 1849 году открыл дагеротипное ателье в Санкт-Петербурге и назвал его «Светопись». Это ателье на современный манер можно сравнить с фотосалонами, куда приходят сделать фото на паспорт, дружно сфотографироваться с семьёй или друзьями.
Сегодня сохранилось его первопроходческое наследие – портреты. Он фотографировал выдающихся деятелей русской литературы и искусства. Так, его дагеротипному перу принадлежат снимки членов редколлегии журнала «Современник», писателей Ивана Гончарова, Ивана Тургенева, Льва Толстого, Дмитрия Григоровича, Александра Островского. Левицкий успел снять даже Николая Гоголя с группой русских художников в Риме, отчеканить на пластинах изображения семьи императора Александра III, сделать искусный портрет Дмитрия Менделеева, сфотографировать Фёдора Тютчева и даже Николая Некрасова.
Стиль Левицкого – психологичный портрет, с глубокой прорисовкой индивидуальных черт характера. Все герои его светописных снимков спокойны, задумчивы или сосредоточены. Композиционно фотографии просты и правильны, полны воздуха и света.
Если бы не Сергей Левицкий, его живой интерес и новаторство, мир так и не узнал бы, как выглядели даровитейшие граждане Российской империи. Его фотографиями до сих пор пестрят учебники литературы, да и на просторах Всемирной паутины их немало. Говорят, надо жить сегодняшним днём. Сергей Львович Левицкий, или по-другому Львов-Левицкий – человек, открывший в себе и для себя дагеротипию, показавший её миру, оставивший след в большой истории фотографического дела.
Октябрина Морковина
Портреты красивые. Не представляю, как он их делал. Столько заморочек было. Щас — на кнопку нажал и всё
Портреты отличные. Но мне современные фото ближе
заморочился дядька, но оно и к лучшему)молодец)
Эти самые заморочки и делали фотографию реальным искусством. Сегодня же оно доступно всем и каждому. А я еще помню времена когда обладание Зенитом или Зорким делало тебя полубогом
Ну…все равно все понимают, кто есть кто. Где нормальный фотографер, а где дурачок с дорогой техникой, которой он пользоваться не умеет
Мне кажется что этим фотографиям старым не хватает света. И они какие-то грустные. Давят