Захватывающая музыкальная драма Дамьена Шазеля.
«Одержимость» начиналась с независимого кино и, несмотря на обретение спонсоров, к счастью для зрителей сумела сохранить уникальную авторскую позицию и идейный посыл.
В кадре молодой барабанщик Эндрю Нимон (Майлз Теллер) горящий желанием не только добиться совершенного мастерства в своём деле, но и обрести признание. Ему нужна не просто банальная известность, а уважение в среде профессионалов. Ради этого Эндрю снова и снова садится за установку и тренирует сложные ритмические фигуры. Получив призрачный шанс занять основное место в джазовом оркестре, герой нещадно изводит себя изнурительными репетициями.
Достижение заветной цели, как кажется Эндрю, постоянно отодвигает от него суровый дирижёр Флетчер (Джей Кей Симмонс). Он снисходительно предлагает юному дарованию попрактиковаться в своём коллективе, но не спешит доверять ключевые роли. Да и с методами воспитания Флетчер особо не церемонится: психологическое давление, крики, угрозы, унижения и прочие прелести деспотичной натуры мастера делают существование Эндрю просто невыносимым.
Дирижёр не приемлет никаких поощрений. «Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем молодец» – повторяет Флетчер, устраивая подопечному новые провокации. Точно так же, как Эндрю одержим стремлением добиться успеха, персонаж Симмонса одержим идеей фикс – подарить миру нового Чарли Паркера. Противостояние ученика и учителя нарастает от эпизода к эпизоду, открывая новые грани их возможностей, талантов, характеров и придавая фильму ощутимый драйв, смешанный с напряжённым ожиданием развязки.
Трагедия Эндрю Нимона кроется в наличии музыкального дарования. Зная о своих способностях, он не в состоянии добиться их реализации. Невоплощённый талант грозит обернуться проклятием, в котором ощущение реальности обостряется настолько, что ценой неправильно взятого ритма для персонажа может стать сама жизнь.
Оригинальное название картины – «Whiplash» и оно, конечно, более полно отражает суть происходящего. Это и композиция Хэнка Леви, звучащая с экрана, и то, чем становятся герои для себя и своего оппонента. Они подгоняют друг друга, побуждают к активации скрытого потенциала, подталкивают к краю пропасти, преодолев которую можно совершить невозможное – стать лучшим из лучших. И в этом одна из главных интриг ленты – будет ли победитель в безжалостном испытании на прочность.
Общая оценка фильма: безусловно смотреть
Н. Вайлердт
никогда б не подумал, что быть барабанщиком так тяжело