Нимфоманка

Nymphomaniac

Эпатажное кино от режиссёра и сценариста Ларса фон Триера.

Картина, состоящая из двух частей, транслировалась в кинотеатрах с интервалом примерно в две недели. Зрители имели возможность сделать паузу и оценить обе части и как самостоятельные произведения, и как единое целое. Два фильма объединены общим сюжетом: пожилой холостяк Селигман (Стеллан Скарсгорд) обнаружил на улице избитую женщину (Шарлотта Генсбур) и привёл её домой, чтобы оказать помощь. Джо (так звали несчастную) в благодарность за поддержку поведала Селигману о своих сексуальных похождениях на протяжении всей жизни.

Nymphomaniac

Несмотря на то что без драматичности не обошлось, первая часть «Нимфоманки» получилась намного ироничней, легче и забавнее второй. Зато вторая острее, жёстче и в некотором роде фатальней. Кроме того, она открывает главную интригу – почему Джо оказалась побитой и выброшенной на улицу – и демонстрирует финал, многое объясняющий в психологии центральных персонажей повествования. В общем, без просмотра обеих лент не обойтись. А вот знакомиться с «Антихристом» (2009) и «Меланхолией» (2011), которые совместно с «Нимфоманкой» объединены Триером в «трилогию депрессии», не обязательно. Хотя, всё это, само по себе очень достойное кино.

Nymphomaniac

Доминирующий мотив всей трилогии – своеобразное падение в пропасть, неотвратимая гибель, как физическая, так и метафизическая, – плавно перешёл и в «Нимфоманку». Здесь режиссёр остался верен самому себе: мрачные кадры, мрачные характеры и судьбы. Обилие откровенных сексуальных сцен обещало уже одно только название фильма. И действительно, непристойностей на экране масса. Так что это зрелище не для моралистов или ханжей. Впрочем, для фон Триера никогда не была самоцелью демонстрация обнажённой натуры как таковая. С помощью подобной провокации режиссёр стремится привлечь внимание смотрящих к целому пласту глубинных философских проблем.

Nymphomaniac

И в первую очередь речь идёт о лицемерии общества по отношению к его инаковым членам, о заведомом осуждении не желающих жить в рамкам усреднённой нравственной догмы. Особое внимание уделяется психологии индивида, переживающего осознание своей непохожести на окружающих, его попыткам вписаться в общепринятые рамки и беспрестанному самобичеванию. Героиня Шарлотты Генсбург не устаёт как мантру повторять фразу «я плохая», несмотря на то, что не является самым отрицательным персонажем этой истории.

Nymphomaniac

Фильм примечателен многочисленными аллюзиями, источником которых становится Селигман. На любые откровения Джо он находит ответную аналогию из литературы, истории, музыки, мифологии, науки. Таким образом, секс, расцениваемый ею как чисто физиологический акт, облагораживается сакральными духовными подтекстами. В этом чувствуется попытка Селигмана (как героя) и Триера (как сценариста и режиссёра) оправдать свою подопечную, приободрить её и дать ей почувствовать собственную нормальность. Однако финал картины показывает, что кто-кто, а Джо не нуждается ни в каких оправданиях.

Общая оценка фильма: безусловно смотреть

Н. Вайлердт

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>