Край

infoids,

Все люди – звери. Сомневаетесь? Посмотрите киноленту Алексея Учителя «Край». Сложное, драматичное и довольно своеобразное кино.

Действие фильма разворачивается в послевоенные годы, и, вернувшийся с Великой Отечественной главный герой фильма Игнат (Владимир Машков), повсеместно демонстрирует приобретённый на фронте цинизм. Впрочем, все персонажи по-своему циничны и жестоки той особой бесстрастной жестокостью, которую они даже не могут осознать, принимая её за норму. С искренним воодушевлением они то ненавидят немецкого ребёнка Пашку, то отчаянно бросаются на его защиту. То со священным трепетом отзываются о медведе – хозяине тайги, то в первобытном экстазе поедают его мясо. То пытаются всем миром убить машиниста Игната, то самозабвенно «болеют» за его победу в импровизированной паровозной гонке с чекистом Фишманом (Сергей Гармаш).

Kray

Вот уж воистину толпизм – бессмысленный и беспощадный. Русский толпизм. В нём нет места разуму, его невозможно усмирить или подавить. Не местный начальник Колыванов (Алексей Горбунов), не приезжий Фишман, – толпа – истинный хозяин и тайги, и времени. Толпа, показанная Учителем, не знает жалости, она крайне изменчива, а с завидным постоянством она только пьёт и дерётся. Очевидно, именно так режиссёр представляет себе граждан СССР эпохи 1940-х годов.

Kray

Вообще в картине заметно несколько попустительское  отношение к истории.  Да, безусловно, на экране нам демонстрируются типичные приметы времени: чекисты, фронтовики, ссыльные, какие-то затерянные на бескрайних русских просторах немцы… Однако, от всего этого веет явной наигранностью, во всяком случае отчётливо ощущается односторонняя подача исторической действительности. Но всё это легко списать на художественный антиисторизм.

Kray

Вообще «Край» это очень русское кино. Даже слишком русское. Оно изобилует красочными национальными стереотипами: суровый таёжный климат, не менее суровые мужики, русские бабы, тоскующие по «женскому счастью», ещё раз пьянство, ещё раз драки, и, конечно же (куда без него?), медведь. Кажется, что фильм снят с оглядкой на Запад и его создатели постарались выдать далёкому западному зрителю все привычные метки русского человека. Между тем самому русскому человеку все эти приевшиеся стереотипы покажутся разве что анекдотичными.

Kray

Видеоряд фильма довольно зрелищен: восхитительные таёжные пейзажи и мчащиеся на их фоне паровозы временами завораживают. Чувствуется стремление к голливудским спецэффектам. Явный плюс фильма – сильный актёрский состав. Хорошие актёры, качественная игра. Все центральные персонажи получились очень характерными. И в их характерах всё то же типично русское – жертвенность, широта души, храбрость, тоска и скука бытия.

Общая оценка фильма: смотреть любителям жанра/актёров/режиссёра

Н. Вайлердт

Похожие записи:

Комментарии
  1. Неплохая рецензия, все по делу. Задаешься вопросом, а не похожа ли она на другую рецензию, на аналогичный русский (в сакральном смысле) фильм. Нет же! Это фильмы с заданным тематическим вектором похожи друг на друга. Лунгин, Мамонов, Учитель, да какая к черту разница! Стримовые клише находят без конца воплощения в работах признанных мэтров киноискусства. Балабанов, пожалуй только был иным, творцом вне рамок и приевшихся клише.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>