Грязь

Filth

В России наконец состоялась премьера фильма «Грязь» Джона С. Брейда – криминальной драмы с элементами чёрной комедии.

Картина создана по мотивам романа «Filt», принадлежащего перу эпатажного шотландского писателя Ирвина Уэлша. Это третья полноценная экранизация его произведений. Первые две состоялись в далёкие 90-е, воплотившись в скандальный «На игле» (1996) и чуть менее приметный (но гораздо более экстремальный) «Кислотный дом» (1998). Далее Уэлш довольно активно писал сценарии, актёрствовал, продюсировал и даже пробовал себя в качестве режиссёра. Но, видимо, несмотря на разносторонность и масштаб личности, талант у Уэлша всё же один – писательство.

Filth

Новый фильм отличается от романа большей мягкостью. Кроме того, в нём напрочь отсутствуют политическая и экономическая линии повествования. Хотя они, возможно, сделали бы ленту только запутанней. Центральный персонаж истории – офицер шотландской полиции Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой), зацикленный на идее получить повышение по службе. Ради желаемого он готов на всё: манипулировать людьми, позорить сослуживцев, подставлять коллег, устраивать всевозможные гадости и скандалы, в общем – устранять конкуренцию любыми доступными средствами. Казалось бы, перед аудиторией типичный сюжет о плохом полицейском, но сама подача и способ раскрытия темы весьма замысловаты. У авторов получилось саркастичное, захватывающее, но довольно злобное кино.

Filth

Последнее обстоятельство способно оттолкнуть от ленты приличное количество зрителей – нынешний индивид давно приучен к рафинированной киноэстетике, в которой даже зло имеет такой ванильный привкус, что моментально становится вожделенным интеллектуальными снобами, инди, хипстерами, духовно богатыми девами и просто особями, находящимися в стадии пубертатного развития. Да, у 2000-х свои «герои», и они вряд ли оценят совместное творчество Брейда и Уэлша.

Filth

Ещё одна причина гипотетической индифферентности зрителя к картине – национальный колорит. Россия, что ни говори, совершенно обособленное от прочего мира пространство. Для нашей многострадальной страны продажные полицейские – рутинная повседневность, способная вызвать у среднестатистического жителя государства лишь вялую скуку. В Англии и Европе этим ещё можно кого-то шокировать. Коррупция, алкоголизм, секс-насилие и прочие перверсионные злоупотребления представителей закона для россиян давно стали нормой. Гораздо большее недоумение возникает тогда, когда в дружных рядах отечественных правоохранителей заведётся какая-нибудь паршивая овца, позорящая род честностью и принципиальностью.

Filth

Тем не менее, даже при наличии некоторой «оторванности» от наших будней, данная экранизация вполне удачна. Она на голову выше «Кислотного дома» (что, в принципе, абсолютно не сложно), но никогда не достигнет популярности «На игле». И дело здесь не в качестве, оно держится на высоком уровне. Уэлш – писатель и герой эпохи 1990-х годов, с их атмосферой лёгкой вседозволенности, хаоса и психотропности. Как уже было сказано, современные реалии несут совершенно иные подтексты, воспевают другие ценности и пропагандируют другую тематику. Порой создаётся ощущение, что творец безнадёжно застрял в уходящем времени, что, впрочем, не делает его менее оригинальным и талантливым.

Filth

Из сильных черт картины нельзя не отметить работу композитора Клинта Мэнселла и игру Джеймса МакЭвоя. Последний мастерски вживается в роль своего персонажа, примеряя на себя десятки образов, отлично имитируя признаки маниакально-депрессивного психоза и общее душевное расстройство вследствие всякого рода зависимостей. Из черт, способных оттолкнуть людей от просмотра, – насилие, сцены агрессивно-сексуального характера, поток нетолерантных шуток и обсценной лексики.

Общая оценка фильма: желательно смотреть

Наталия Вайлердт

Похожие записи:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>