Вий

Viy

Экранизация одного из культовых сюжетов классики русской литературы.

В графе «жанр» создателями чего только не заявлено: и триллер, и фэнтези, и ужасы. Безусловно, элементы всего этого присутствуют в картине, но весьма поверхностно. Господствующего жанра, в общем-то, нет. Хотя порой кажется, что доминанта здесь – неудавшаяся комедия. Знаменитая повесть Н.В. Гоголя и взятое за её основу старинное народное предание кажутся лишь предлогом для привлечения аудитории в кинотеатры. А учитывая тот факт, что творцы «Вия» не смогли отказать себе в удовольствии в продакт-плейсменте, отсылка к Гоголю и вовсе представляется всего лишь хитрым маркетинговым ходом.

Viy

Фабула повествования в данной ленте – не интерпретация и даже не модернизация оригинала. Здесь мы имеем дело с постмодерном в самом худшем его проявлении: симбиоз нескольких абсолютно не вяжущихся друг с другом ни по смыслу, ни по духу сюжетных линий. Основные две –  Хома Брут (Алексей Петрухин) по ночам читающий заупокойную молитву над дочерью (Ольга Зайцева) старого сотника (Юрий Цурило) и английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг), сбежавший в Восточную Европу от родительского гнева соблазнённой им девицы.

Viy

Сам Вий, как восточнославянская мифологема, практически вытеснен из фабулы. Бесспорно, этот персонаж сделан эффектно, но он больше не ощущается как неведомое божество и страшная тёмная сила. Создаётся впечатление, что, как герой, Вий вообще потерял всякую сакральность.

Viy

Сложно представить ради каких великих и неведомых целей в канву вплели сомнительного англичанина. Логичным объяснением может быть стремление создателей картины запустить своё детище в международный прокат. К слову сказать, этот «Вий» – совместного производства России, Германии, Великобритании, Чехии и Украины. Тем не менее подобное заискивание перед западным зрителем выглядит жалко.

Viy

Конечно, нет ничего предосудительного в желании привлечь к просмотру не только россиян. Но способ, с помощью которого предпринимается эта попытка, мягко говоря, недостойный. И это притом, что весь проект рождался более шести лет, и имеет довольно приличный бюджет. Безумно жалко, что авторы не захотели сделать акцент на самобытность. Славянская культура, уклад, юмор – всё то, что так талантливо описывал Гоголь, могло не только по-настоящему раскрыть смысл действия и образы, но и сделать это кино интересным для иностранцев.

Viy

Но история не терпит сослагательного наклонения. «Вий» режиссёра Олега Степченко – плоский, пустой и заурядный. Душевная сказка превратилась в рядовое и неизвестно откуда взявшееся противоборство невежественных славян и просвещённых западных жителей. Удивительная, мистическая повесть напрочь лишилась этнического колорита. Утратила она и тот волшебный морок, благодаря которому зачаровывала и слегка пугала всех, кто в юности обращался к великому писателю.

Общая оценка фильма: для разового просмотра

Наталия Вайлердт

Похожие записи:

Комментарии
    • Вообще, многим он нравится, потому что картинка красивая. Она и правда красивая. Тут ничего не скажешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>